Основные правила самостоятельного оформления пакета франшизы

Как я и обещал, следующая статья не заставила себя ждать и сегодня я хочу посвятить ее основным понятиям франчайзинга. Абсолютно любая сфера деятельности имеет свои специфические термины и сегодня мы поговорим об их сущности и особенностях.

Но для начала необходимо, чтобы Вы понимали, какие составляющие несет под собой франшиза, что конкретно Вы будете передавать партнеру, когда сделаете франшизу.

Основа упаковки бизнеса под франшизу

Основа упаковки бизнеса под франшизу

Создание пакета франшизы с нуля: торговый знак

В базовом понимании франшиза – это право на временное пользование торговой маркой или торговым знаком другой компании с передачей компаньону Вашего ноу-хау, естественно, за определенную плату. Так вот что подразумевает торговый знак? Это наименование Вашей компании, как вы называетесь проще говоря, совместно с графическим изображением логотипа компании.

Кстати говоря, чтобы работать по системе франчайзинга, торговый знак обязательно необходимо зарегистрировать в Роспатенте, но об этом попозже.

Ноу-хау компании

Второе, что передается партнеру, – это ноу-хау. И вот здесь хочу сразу сделать акцент: ноу-хау – это эксклюзивные, подчеркиваю, эксклюзивные материалы по монетизации, внутренним техникам продаж, секреты маркетинга, привлечения и обслуживания клиентов и т.д. Сейчас очень много материалов можно отыскать в интернете, вот только если упаковывать франшизу подобным образом, она ничем не будет отличаться от уже существующих на рынке.

Попробуйте представить себя на месте будущего партнера: Вы бы купили франшизу-пустышку? Верно, нет! А даже если у Вас и получится продать пару подобных франшиз, франчайзи в последнее время стали все чаще прибегать к судовым разбирательствам и суд попросту может не признать Ваши документы. И закончится история возвратом паушального взноса партнеру.

Кратко оговорюсь о юридической стороне, ключевой стороне франчайзинга. Грамотно составленный договор коммерческой концессии о взаимоотношениях сторон: головной компании и филиала стоит не дешево! И к этому нужно быть готовым.

Знакомый юрист составит Вам договор лицензии, договор поставок, агентский договор, но никак не соглашение коммерческой концессии. И финал будет все тот же – возврат вступительного взноса!

Яркий живой пример: компания по организации квестов недавно обратилась к нам за помощью: они не внимательно отнеслись к юридическому договору и часть партнеров подали на них в суд. Вот чем чревата экономия на таком продукте, как франшиза!

Базовые понятия франчайзинга: паушальный взнос

Вот мы и подошли к первому понятию франчайзинга.  Паушальный взнос – это единоразовая плата за права, о которых мы говорили: ноу-хау и торговый знак. Как правило, договор составляется на срок от 3 до 5 лет и оплата паушального взноса как раз позволяет партнеру в течение оговоренного времени использовать Ваши механики монетизации и торговую марку.

Стратегии масштабирования бывают разными: существуют франшизы и с нулевым вступительным взносом, т.е. компания бесплатно дает возможность работать под своим брендом, но об этих нюансах мы подробно поговорим в отдельной статье!

Вопрос паушального взноса в упаковке бизнеса

Базовые понятия франчайзинга: роялти

Следующее понятие, которое точно также оплачивается за право использования торгового знака, называется роялти. Только роялти – это ежемесячная выплата.

После создания франшизы Вы будете получать ежемесячные отчисления от партнеров за сопровождение: за ответы на сложные текущие вопросы, за разработку и внедрение новых механик, за обновление маркетинговых материалов, которые ему не нужно самостоятельно подготавливать. Партнер использует все нововведения материнской компании.

Существуют различные виды роялти в зависимости от способа назначения

  • фиксированная сумма. Роялти-фикс означает, что партнер стабильно оплачивает одну и ту же сумму ежемесячно на протяжении срока договора и эта сумма ни от каких факторов не зависит.)
  • процентное соотношение. Процентное роялти встречается гораздо реже, потому как выплата варьируется в зависимости от уровня выручки либо прибыли, а её зачастую любят занижать, поэтому оптимальным вариантом будет назначение фиксированной ставки.

Сделать франшизу своего бренда

Маркетинговый сбор как элемент монетизации франшизы

Как правило, маркетинговый сбор составляет фиксированную сумму. За что франчайзер берет с партнера эти деньги? Помимо текущего сопровождения партнера его филиал необходимо так или иначе продвигать. Каким образом? На помощь приходит реклама в СМИ, газетах, на радио или транспорте. Вот только для партнера эта сумма может оказаться неподъемной и несет в себе колоссальные затраты. В таких случаях крупные федеральные компании обязуются осуществить рекламную кампанию для определенного города или региона в целом.

Беспроигрышный вариант для обеих сторон: франчайзи получает прямую выгоду от рекламы и приток новых клиентов, а франчайзер, у которого десятки, а иногда и сотни партнеров, таким образом зарабатывает весомую сумму, которая в дальнейшем будет реинвестирована на развитие сети в целом и каждого партнера в отдельности.

Скрытые платежи при создании франшизы действующего бизнеса

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – скрытые платежи. По факту это означает, что с покупкой франшизы партнер привязан к конкретным поставщикам, у которых необходимо закупать брендированную продукцию. Но это и хорошо:

  • вы будете обеспечены качественной продукцией;
  • надежность производителя будет означать налаженную систему логистики, а франчайзер тем самым получит свой бонус от объема продукции, приобретенной его партнерами.

Таким образом, сегодня мы разобрались в основных понятиях франчайзинга и таких первостепенных моментах, как паушальный взнос, роялти и маркетинговый сбор. А следующую статью я посвящу типажу франшиз.