Как я и обещал, следующая статья не заставила себя ждать и сегодня я хочу посвятить ее основным понятиям франчайзинга. Абсолютно любая сфера деятельности имеет свои специфические термины и сегодня мы поговорим об их сущности и особенностях.
Но для начала необходимо, чтобы Вы понимали, какие составляющие несет под собой франшиза, что конкретно Вы будете передавать партнеру, когда сделаете франшизу.
Создание пакета франшизы с нуля: торговый знак
В базовом понимании франшиза – это право на временное пользование торговой маркой или торговым знаком другой компании с передачей компаньону Вашего ноу-хау, естественно, за определенную плату. Так вот что подразумевает торговый знак? Это наименование Вашей компании, как вы называетесь проще говоря, совместно с графическим изображением логотипа компании.
Кстати говоря, чтобы работать по системе франчайзинга, торговый знак обязательно необходимо зарегистрировать в Роспатенте, но об этом попозже.
Ноу-хау компании
Второе, что передается партнеру, – это ноу-хау. И вот здесь хочу сразу сделать акцент: ноу-хау – это эксклюзивные, подчеркиваю, эксклюзивные материалы по монетизации, внутренним техникам продаж, секреты маркетинга, привлечения и обслуживания клиентов и т.д. Сейчас очень много материалов можно отыскать в интернете, вот только если упаковывать франшизу подобным образом, она ничем не будет отличаться от уже существующих на рынке.
Попробуйте представить себя на месте будущего партнера: Вы бы купили франшизу-пустышку? Верно, нет! А даже если у Вас и получится продать пару подобных франшиз, франчайзи в последнее время стали все чаще прибегать к судовым разбирательствам и суд попросту может не признать Ваши документы. И закончится история возвратом паушального взноса партнеру.
Кратко оговорюсь о юридической стороне, ключевой стороне франчайзинга. Грамотно составленный договор коммерческой концессии о взаимоотношениях сторон: головной компании и филиала стоит не дешево! И к этому нужно быть готовым.
Знакомый юрист составит Вам договор лицензии, договор поставок, агентский договор, но никак не соглашение коммерческой концессии. И финал будет все тот же – возврат вступительного взноса!
Яркий живой пример: компания по организации квестов недавно обратилась к нам за помощью: они не внимательно отнеслись к юридическому договору и часть партнеров подали на них в суд. Вот чем чревата экономия на таком продукте, как франшиза!
Базовые понятия франчайзинга: паушальный взнос
Вот мы и подошли к первому понятию франчайзинга. Паушальный взнос – это единоразовая плата за права, о которых мы говорили: ноу-хау и торговый знак. Как правило, договор составляется на срок от 3 до 5 лет и оплата паушального взноса как раз позволяет партнеру в течение оговоренного времени использовать Ваши механики монетизации и торговую марку.
Стратегии масштабирования бывают разными: существуют франшизы и с нулевым вступительным взносом, т.е. компания бесплатно дает возможность работать под своим брендом, но об этих нюансах мы подробно поговорим в отдельной статье!
Базовые понятия франчайзинга: роялти
Следующее понятие, которое точно также оплачивается за право использования торгового знака, называется роялти. Только роялти – это ежемесячная выплата.
После создания франшизы Вы будете получать ежемесячные отчисления от партнеров за сопровождение: за ответы на сложные текущие вопросы, за разработку и внедрение новых механик, за обновление маркетинговых материалов, которые ему не нужно самостоятельно подготавливать. Партнер использует все нововведения материнской компании.
Существуют различные виды роялти в зависимости от способа назначения
- фиксированная сумма. Роялти-фикс означает, что партнер стабильно оплачивает одну и ту же сумму ежемесячно на протяжении срока договора и эта сумма ни от каких факторов не зависит.)
- процентное соотношение. Процентное роялти встречается гораздо реже, потому как выплата варьируется в зависимости от уровня выручки либо прибыли, а её зачастую любят занижать, поэтому оптимальным вариантом будет назначение фиксированной ставки.
Маркетинговый сбор как элемент монетизации франшизы
Как правило, маркетинговый сбор составляет фиксированную сумму. За что франчайзер берет с партнера эти деньги? Помимо текущего сопровождения партнера его филиал необходимо так или иначе продвигать. Каким образом? На помощь приходит реклама в СМИ, газетах, на радио или транспорте. Вот только для партнера эта сумма может оказаться неподъемной и несет в себе колоссальные затраты. В таких случаях крупные федеральные компании обязуются осуществить рекламную кампанию для определенного города или региона в целом.
Беспроигрышный вариант для обеих сторон: франчайзи получает прямую выгоду от рекламы и приток новых клиентов, а франчайзер, у которого десятки, а иногда и сотни партнеров, таким образом зарабатывает весомую сумму, которая в дальнейшем будет реинвестирована на развитие сети в целом и каждого партнера в отдельности.
Скрытые платежи при создании франшизы действующего бизнеса
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – скрытые платежи. По факту это означает, что с покупкой франшизы партнер привязан к конкретным поставщикам, у которых необходимо закупать брендированную продукцию. Но это и хорошо:
- вы будете обеспечены качественной продукцией;
- надежность производителя будет означать налаженную систему логистики, а франчайзер тем самым получит свой бонус от объема продукции, приобретенной его партнерами.
Таким образом, сегодня мы разобрались в основных понятиях франчайзинга и таких первостепенных моментах, как паушальный взнос, роялти и маркетинговый сбор. А следующую статью я посвящу типажу франшиз.
0 Comments Leave a comment