Виды масштабирования бизнеса

Франчайзинг как наиболее совершенная форма масштабирования бизнеса

Не секрет, что наша российская экономика не устойчива к рыночным колебаниям, что заставляет руководителей подстраиваться под изменения рыночной коньюктуры и быть гибкими в управленческих решениях, финансовой политике и т.д., постоянно искать новые пути развития. И конечно наиболее эффективным способом для малого бизнеса будет служить региональное развитие: выход на новые рынки сбыта, диверсификация производства и т.д. Именно поэтому и создается сеть филиалов, только по форме взаимоотношений с головной компании филиальная сеть бывает очень разнообразной. Сегодня мы поговорим о франчайзинге и его отличиях по сравнению с другими формами предпринимательской деятельности. В конце статьи Вы поймете, что франчайзинг действительно наиболее совершенная форма бизнеса.

Виды масштабирования бизнеса

Способы масштабирования бизнеса

Для начала очертим рамки сравнения. Я хотел бы разграничить виды  франчайзинг с:

  • дилерством;
  • дистрибуцией
  • лицензией;
  • а договор коммерческой концессии с лицензионным соглашением.

Франчайзинг и дочерние подразделения

Прежде всего, франчайзинг не стоит путать с дочерним предприятием или филиалом. Определенное сходство есть, и обе модели бизнеса поддаются масштабированию. Да, франчайзинговые точки могут быть разбросаны по всей стране или даже находится на территории ближнего зарубежья, как и филиалы и дочерние предприятия, только последние являются структурным подразделением главной компании и не зарегистрированы как отдельное юридическое лицо. Что это означает? Филиал является частью общей цепочки в сети, все решения руководство принимает на основе делегируемых ему полномочий и действуют согласно доверенности.

С франшизой все иначе. Собственник не теряет своего самостоятельного статуса, действует под отдельным юридическим лицом и самостоятельно принимает решения касательно развития бизнеса, будь то прием сотрудников на работу или уровень заработной платы, а самое главное, он остается самостоятельным при распределении дохода: какая часть прибыли будет инвестироваться в дальнейшее развитие предприятия, а какая остается в личном пользовании – решает исключительно владелец франшизы.

Таким образом, филиалы или дочерние представительства осуществляют коммерческую деятельность по строго наделенным полномочиям, а сама компания оформлена на юридическое лицо владельца всей сети. И другое дело франчайзинг, когда собственник является самостоятельным юридическим лицом, по договору от него требуется лишь строгое соблюдение технологий производства и стандартов самой концепции бизнеса.

Разграничим франчайзинг и дилерство

Масштабирование моделей бизнеса

В чем же различие? Грань заключается в ассортименте реализуемого товара. Когда компания реализует исключительно товары собственного производства и при этом введен запрет на продажу аналогичных товаров других изготовителей – вот отправная точка франчайзинга. Дилер заинтересован в распространении как можно большего количества товара для получения максимальной прибыли, а с франшизой Вы приобретаете права и возможность на предоставление конкретной торговой марки, которая соответственно будет против поддержки продукции конкурентов. И не забывайте, что с франшизой партнер получает гораздо больше преимуществ, нежели при дилерском партнерстве: помощь с поставками, скидки при закупке товара либо расходного материала, обучение сотрудников. Поэтому структура договора более совершенная и это несомненное отличие от дилерской схемы работы. Надеюсь, с этим понятно.

Сравнение дистрибуции с франчайзингом

 Давайте для начала определим сходства, так будет проще. И дистрибуция, и франчайзинг имеют конечную цель – реализацию товара или предоставление услуги конечному потребителю в рознице. И в обоих случаях материнская компания снабжает партнера продукцией. Однако, при франчайзинговом взаимодействии франчайзи сотрудничает только лишь с франчайзером, заказывая у него или через него весь ассортиментный ряд товара, в случае дистрибьюторской сети поставщиков продукции может быть несколько.

И уж тем более работа по франчайзингу никак не сравнится по полноте поддержке с дистрибуцией: франчайзер передает не только перечень контактов поставщика для налаженной системы логистики, но также и права на свою торговую марку, ноу-хау компании и оказывает регулярную поддержку по любым вопросам ведения бизнеса.

Договор коммерческой концессии в противовес лицензионному соглашению

И в заключении разберемся с лицензированием. Договор лицензии и договор коммерческой концессии – два совершенно разных соглашения. И их зачастую путают.

Масштабирование с лицензионным договором

Франчайзинговый договор снова-таки предоставляет более широкие возможности для франчайзи и подразумевает более тесное сотрудничество, в отличие от лицензии, которая ограничена договором купли-продажи. Да, при обоих вариантах партнерства право на использование торгового знака или лицензии является платным, но для франчайзи или покупателя лицензии это служит защитой приобретаемых прав.

Однако продавец лицензии мало заинтересован в исполнении своих обязанностей, чего ни в коем случае нельзя сказать про франшизу. Франчайзер не только содействует открытию и развитию бизнеса, но и обучает собственника методике управления бизнесом, контролирует его деятельность и доводит до успешных финансовых показателей.

Сопоставляя франчайзинг с другими видами масштабирования бизнеса, очевидно, что это наиболее совершенная форма ведения бизнеса из всех представленных. Главное, учитывайте преимущества и недостатки каждой предпринимательской модели при выборе стратегии расширения бизнеса.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *