Если Вы задумывались о масштабировании бизнеса, повышении его конкурентных преимуществ и покорении регионов, то наверняка интересовались франчайзингом. Сегодня мы поговорим о проблематике франчайзинга российского рынка, в чем скрыты причины и какое дальнейшее будущее ожидает собственников бизнеса либо желающих приобрести готовый бизнес.
Зачем изобретать велосипед, если можно воспользоваться уже готовым и испытанным решением, которое нравится клиенту. Это про франчайзинг. И на данный момент – это наиболее эффективный инструмент для развития малого бизнеса на региональном уровне, который позволяет скооперировать его с крупными игроками рынка.
Статистика регионального развития компаний
По приблизительным подсчетам совокупный объем рынка франшиз превышает 5 млрд. дол., что позволяет занимать всего-навсего 1% в структуре ВВП. В сравнении озвучу показатели США и Европы: в Америке показатель франчайзинга составляет 10% в ВВП страны, а в Европе каждое 3-е предприятие открыто по системе франчайзинга. Вот Вам и показатели развития.
В России франчайзинг активно развивается, но в более замедленном режиме. Откровенно говоря, рынок пуст, в ближайшие 3 года франчайзинговой системе России прогнозируют исключительно рост. Вот только причины, тормозящие взлет данной системы ведения бизнеса, заключаются в проблемах, с которыми столкнулся российский франчайзинг.
Экономический аспект развития бизнеса по франчайзингу в России
Поясняю. Франчайзинг – это прежде всего экономика, отношение между двумя независимым рыночными субъектами: франчайзером и франчайзи. Нестабильность экономических процессов, кризис не позволяют делать какие-либо прогнозы относительно устойчивости рынка и предсказывать дальнейшие колебания, уровень доходов населения падает, покупательская активность снижается и спрос изменяется в сторону товаров первой необходимости.
В таких условиях франчайзи не могут предугадать, будет ли востребованным тот или иной вид бизнеса, плюс ко всему предприниматели первостепенно страдают от экономических скачков и не всегда даже опытному бизнесмену может хватать средств на расширение производства, технических мощностей, торговых точек, не говоря о затратах, которые несет в себе франчайзинг, я имею ввиду оплату паушального взноса и стартовый капитал на запуск бизнеса. Все эти факторы снижают эффективность франчайзинговой системы.
Правовая сторона отношений франчайзинговых субъектов
В России экономические проблемы располагаются на одной ступени с организационно-правовыми. Собственно, практически полностью в правовом аспекте отсутствует понятие «франчазинг», именно поэтому масштабирование бизнеса осуществляется через регистрацию франшизы договором коммерческой концессии. Отсутствие законодательной базы не позволяет франчайзингу развиваться в полной мере.
Из-за правовых затруднений, любители «быстрых» денег создают псевдо-франшизы, о которых я рассказывал в предыдущей статье «Дутые и псевдо-франшизы. Как раскусить на раз, два?», а это прямое неуважение к интеллектуальной собственности, но мер воздействия пока, к сожалению, нет. Поэтому экономические проблемы в России неразрывно связаны с правовым несоответствием.
Проблема кредитования
Отсюда следует следующая оплошность – проблемы законодательного характера усложняют процесс выдачи кредитов франчайзи. К примеру, во Франции толчком развития франчайзинга послужила именно банковская система: кредитование франчайзи осуществляется финансовыми учреждениями на государственном уровне.
В нашей стране получить кредит для стартового капитала начинающему предпринимателю практически невозможно. Добавляются сюда и социальные переживания: в нестабильной рыночной экономике предприниматель опасается банкротства, потерять все свои накопленные вложения, поэтому принимает решение отложить запуск бизнеса и/или покупку франшизы. Одна проблема тянет за собой следующую и решать их точно также необходимо в комплексе.
Перспективы развития франчайзинга в регионах России
Если откинуть проблематику франчайзинга в России и поговорить о перспективах отрасли, то в потенциале возможности франчайзинга масштабны. Территориальный охват франшиз концентрируется на Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, в регионах франчайзинг не обрел пока еще широкого распространения. Соответственно актуальность франчайзинга не угаснет в ближайшие 3-5 лет.
Количество франшиз на рынке ежедневно растет, качество упаковки продукта совершенствуется. Пока что большинство франшиз приходит к нам из-за рубежа, поэтому отечественным бизнесменам это дает широкие возможности для предпринимательской деятельности.
Спросом в последнее время пользуются франшизы в области логистики и сфере ЖКХ, потому как ни качество сервиса, ни тарифы население не устраивают. Я Вам рекомендую принять во внимание этот сегмент, если Вы на стадии выбора франшизы. Подводя итог, скажу: спрос на франчайзинговую модель был и остается в России, и на текущий момент это наиболее эффективный способ для старта собственного бизнеса, а также масштабирования действующего бизнеса в регионы даже в условиях нынешнего кризиса.