Стандарты создания франшизы

Как разработать франшизу и прописать её монетизацию?

Друзья, а вот и новая статья по франчайзингу и масштабированию бизнеса. Сегодня познакомимся с типажем франшиз: на какие виды они подразделяются, в чем основные отличия и как правильно прописать монетизацию в каждом конкретном случае.

Для тех, кто только присоединился к нам, скажу, что основные понятия по франчайзингу (паушальный взнос, роялти и маркетинговый сбор) Вы найдете в предыдущей статье «Основные правила самостоятельного оформления пакета франшизы», а сегодня я расскажу по каким критериям следует назначать вышеперечисленные платежи. Какие же бывают типы франшиз?

Как сделать франшизу своего бизнеса

Основополагающих три типа франшиз. Сегодня мы детализируем франшизу в торговле, что это такое?

Это означает, что Вы занимаетесь реализацией каких-либо товаров, не имеет значение каких, главное – Вы торгуете в розницу. В идеале, по своему опыту скажу, лучше иметь сеть магазинов, тогда Вы уже понимаете схему сетевой торговли. Возникает вопрос, каким образом назначать вступительный взнос, если Вы самостоятельно создаете франшизу?

Выделяем преимущества создания торговых франшиз

Сразу хочу отметить, самое значительное преимущество торговых франшиз – это эксклюзив! Эксклюзив в чем? В товаре и логистике поступления продукции. Создавая торговую франшизу, у вас пусть не на 100%, но хотя бы на 30% товар должен быть уникальным либо оформлены эксклюзивные контракты с производителями, чтобы партнер при составлении товарной матрицы, закупал этот объем продукции исключительно у Вас.

Мы уже обсуждали тему ноу-хау компании, насколько это важно во франчайзинге, так вот в торговой франшизе Ваше ноу-хау – это Ваши договоренности. Если партнер с легкостью получит аналогичные цены у другого поставщика – это узкое место и над этим стоит задуматься еще перед разработкой франшизы. Идеальным вариантом заработка в торговой франшизе будет производство товара под собственным брендом.

При работе с известными раскрученными торговыми марками Вы не можете влиять на размер скидки, репутация и известность бренда на рынке добавляет надбавку к цене.

Создав собственное производство, Вы элементарно, самостоятельно назначаете себестоимость, цену реализации, обязываете партнера закупать определенный объем брендированного товара, прописав все условия в договоре, и продаете высокомаржинальную продукцию.

Стратегия паушального взноса торговых франшиз

Соответственно, как назначать паушальный взнос? Я Вам скажу, что очень часто торговые франшизы не берут с партнера вступительный взнос. Почему? Открыть торговую точку и так дело затратное, плюс ко всему франчайзер зарабатывает на продаже товарных остатков, т.е. условием входа в бизнес будет не фиксированная сумма в 200 или 500 тыс. р., а выкуп товарной продукции.

Если все же Вы захотите обозначить четкий барьер входа в Вашу сеть, то как правило, паушальный взнос варьируется в средних пределах от 200-500 тыс. р., примерно 10-15% от договора франчайзинга.

Политика взимания роялти

Если Вы являетесь полноценным производителем, роялти как таковое Вам и не потребуется. Это в том случае, если Вы занимаетесь сопровождением партнера: отслеживаете соблюдение стандартов работы магазина по франшизе, обучаете продавцов, проводите тренинги по повышению квалификации и навыкам продаж, обучаете мерчандайзингу и выкладке товара – тогда Вы постоянно находитесь на связи с партнером и регулярно отгружаете ему полный ассортиментную линейку, Вы зарабатываете на поставках, а партнер получает качественный продаваемый товар и поддержку в придачу.

Роялти назначают в компаниях, где мало уникальных товаров, собственно Вы не заработаете на их отгрузке, тогда и назначается оплата за текущую поддержку.

Назначение роялти в процессе разработки франшизы бренда

Полезный профессиональный совет

Если есть возможность контролировать эффективность работы компании – берите процентную ставку, если нет возможности отследить реальное количество проданного товара, назначьте фиксированную сумму, примерно 5% от оборота, это справедливая цена за сопровождение.

Никто не застрахован от не добропорядочности и занижать реальные результаты любят многие, поэтому если у Вас есть косвенный контроль и Вы в централизованной системе можете отслеживать продажи, товарные остатки и т.д. – то Вы владеете информацией, какой товар продается лучше, Вы можете напрямую подсказывать партнеру как увеличить уровень продаж, таким образом повышая как его выручку, так и собственный заработок. Думаю, что с роялти все стало понятно.

 Назначаем маркетинговый сбор франшизы

Последнее на сегодня – маркетинговый сбор. Чаще всего он составляет 5-10 тыс. руб., но в среднем не более 25 тыс. руб. Наиболее значимое в маркетинговом сборе – прозрачность платежа. Показывайте партнеру, какие действия были совершены на эти средства, и какая отдача поступила в результате. Маркетинговый сбор должен быть понятен Вашему партнеру.

В нынешних экономических условиях рынок торговых франшиз сокращается. Потому что неэффективные компании не выдерживают конкуренции и рыночной ситуации, которая сложилась в российской экономике.

Подводим итоги

 Создавая франшизу в области ритейла, точками внимания станут:

  • эксклюзивные партнеры;
  • собственное производство;
  • эффективная работа с персоналом (как привлечь клиента, совершить ненавязчивую продажу, сделать дополнительную продажу, превратить клиента в постоянного покупателя).

Все вышеизложенные инструменты монетизации необходимо изложить будущему партнеру грамотно, доступно и развернуто. Потому что в противном случае со временем партнеры выйдут из состава сети и Вашей репутации наступит конец.

А на нашем портале о франшизах http://franshiza-master.ru/ представлено более 300 франшиз как производственного характера, так и франшизы в сфере услуг и ритейла.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *